Списание и утилизация основных средств в бюджетном учреждении

Утилизация основных средств проводится в случае полного демонтажа оборудования, но только после списания.

Для этого необходим приказ руководителя предприятия, а также специальный акт о передаче списанных объектов.

Содержание

Проведение процедуры для списанного оборудования

Утилизация проводится только после списания основных средств. Списание может производиться по причине морального или физического износа оборудования.

Физический износ —  потеря или значительное снижение физических данных и материальных свойств объекта.  Это происходит как под влиянием внешних факторов, так и при длительной эксплуатации.

Моральный износ — невозможность использовать данное оборудование из-за того, что нет на него запчастей, или снизилась функциональность по сравнению с необходимой для работы предприятия.

Для проведения утилизации списанных основных средств издается приказ руководителя и создается комиссия, которая признает необходимость данной процедуры.

В состав комиссии входят:

  • Председатель (чаще всего руководитель предприятия).
  • Главный бухгалтер.
  • Бухгалтер по учету ценностей предприятия.
  • Заведующий хоздеятельностью.
  • Материально ответственные лица.

Данная комиссия проводит осмотр оборудования, чтобы определить степень износа и возможность списания и последующей утилизации.

Стоит понимать, что есть разница между процессом утилизации и процессом уничтожения.

Утилизация предусматривает, что от объекта могут остаться материалы, детали, или он будет переработан вторично.

А уничтожение подразумевает полную ликвидацию списанного объекта, например его сожжение. При этом также оформляется акт об уничтожении.

Также предлагаем скачать образец акта:

  • разукомплектации ОС;
  • осмотра ОС для списания.

В каких случаях составляется?

есть несколько случаев, когда акт необходим. к таким относятся:

  • если происходит ликвидация основного средства, который представляет опасность.
  • если списывается для утилизации оборудование учреждения.
  • если есть части объекта, которые должны сохраниться после процедуры. в таком случае в документации следует перечислить, какие элементы сохранены.

в любом случае важно отметить, что весь процесс утилизации и списания должен быть документирован в соответствии с законодательством.

примерная форма

строго регламентированной формы акта не существует. в большинстве своем предприятия ориентируются на формы – ос-3.

но есть некоторые детали, которые отличаются в зависимости от специфики предприятия, а также от вида утилизируемых основных средств.

главное условие для такого акта — обязательная подпись всех членов комиссии.

при этом независимо от того, составляется ли документ вручную или печатается на пк — подпись должна быть ручкой синего или черного цвета, четко различаться.

председателем комиссии обычно выступает руководитель предприятия, но в любом случае вся комиссия формируется по его приказу.

в приказе должны быть перечислены все члены комиссии, которая назначается для данной процедуры.

как составить бланк о передаче ос после списания?

для того, чтобы акт был составлен правильно, в нем должна в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • название организации, в которой проводится утилизация списанных основных средств, а также ее правовой статус.
  • основания для проведения процедуры. обычно это документ о списании объекта с учета предприятия. для списания материальных ценностей необходимо предварительно оставить акт инвентаризации.
  • состав комиссии, с упоминанием всех ее членов и указанием их должностей.
  • список основных средств, подлежащих передаче после их списания.
  • место, где будет утилизировано оборудование, а также конкретный способ.
  • список материалов или деталей, которые останутся после процедуры.
  • назначение ответственного лица, которое примет все оставшиеся материалы.
  • подпись комиссии, а также материально ответственного лица.

также в обязательном порядке указывается дата документа. если речь идет о утилизации опасных объектов, то в акте должно быть подтверждение, что при утилизации не нанесено ущерба окружающей среде.

в обязательном порядке акт оформляется в  нескольких экземплярах и раздается всем заинтересованным сторонам.

скачать образец заполнения

Скачать примерный образец акт о передаче основного средства на утилизацию после списания – word.

Выводы

Рано или поздно на любом предприятии приходится утилизировать или старое оборудование, или ненужные документы, а также устаревшие станки и объекты.

Для того чтобы правильно утилизировать объекты ОС, оборудованаие понадобится составить приказ, сделать инвентаризацию, затем создать комиссию, которая проследит за процессом и составит соответствующий акт.

Только в этом случае можно списать любые основные средства, в том числе и являющиеся материальными ценностями.

Важно не забыть вписать в акт все компоненты и детали, которые останутся после процедуры, если таковые имеются.

Источник: https://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/dokumenty/akt-ob-utilizatsii-os.html

Как списать автомобиль в бюджетной организации: основания процедура бухгалтерия

Чтобы списать автомобиль в бюджетной организации, нужно от госоргана по распоряжению федеральной (муниципальной) собственностью получить приказ на ликвидацию транспортного средства.

Такой порядок обусловлен тем, что казенное предприятие не является собственником имущества, находящегося на его балансе, и имеет право только пользоваться им в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Тогда как частные ООО и ИП могут отправлять ТС на утилизацию, руководствуясь только собственным решением.

Общая информация

Списание автотранспорта с баланса казенных учреждений осуществляется при наличии следующих обстоятельств:

  • непригодность машины для дальнейшей эксплуатации;
  • ее внутриведомственная безвозмездная передача;
  • выявление недостачи по результатам инвентаризации;
  • продажа.

Регламент распоряжения государственным и муниципальным имуществом регулируется ведомственными нормативными актами и приказом Минфина РФ №157 от 01.12.2010 г. «Об утверждении единого плана счетов и Инструкции по его применению».

Выбытие автомобиля с баланса по причине его технической непригодности проводится в несколько этапов:

  • сбор документов, в том числе и запрос на экспертное заключение о техническом состоянии ТС в случае необходимости;
  • подача заявления вышестоящей инстанции о списании;
  • получение разрешения на ликвидацию единицы транспорта;
  • сдача в утиль (полная или частичная);
  • снятие с государственной регистрации;
  • исключение из бухгалтерского учета.

Как сдать в утиль старый грузовой автомобиль и получить скидку на новый?

Решение текущих вопросов, связанных с устранением непригодных авто, входит в компетенцию действующей на предприятии комиссии по списанию основных средств. Этот орган работает либо на постоянной основе, либо созывается раз в год по результатам инвентаризации.

В состав комиссии входит директор, главный бухгалтер, а также лица, ответственные за содержание и эксплуатацию транспорта в организации.

Какие автомобили подлежат списанию

Инициировать списание транспортного средства в бюджетной организации имеет право руководитель автотранспортного хозяйства либо другое ответственное должностное лицо. Подать служебную записку о состоянии ТС может также работник, закрепленный приказом за авто.

Для расследования фактов, изложенных в докладной, созывается комиссия по списанию, которая рассматривает вопрос об открытии процесса выбытия инвентарной единицы транспорта с баланса предприятия.

Основания для принятия положительного решения и начала процедуры ликвидации:

  • износ авто;
  • авария;
  • неправильная эксплуатация;
  • низкое качество ремонта.

Полученные сведения должны указывать на то, что автомобиль не соответствует техническим требованиям и его восстановление невозможно либо нецелесообразно.

Завершение амортизации ТС не является причиной для списания. Если автомобиль с нулевой балансовой стоимостью можно использовать и дальше, собственник переоценивает его либо продляет срок полезного использования.

Процедура

Свою работу комиссия по ликвидации автомобиля начинает со сбора фактического материала. С этой целью подразделения предприятия предоставляют следующие документы на ТС:

  • подтверждение принятие на баланс;
  • инвентарная карточка;
  • техническая документация;
  • балансовая справка о стоимости;
  • данные последнего техосмотра.

Справка об утилизации автомобиля – когда необходима и почему так важна?

Если причина для списания ДТП, то дополнительно подается соответствующий акт ГИБДД. Если авто было похищено – предоставляется копия постановления о возбуждении уголовного дела. В случае повреждения или уничтожения транспорта из-за халатности должностных лиц предприятия – подаются материалы служебного расследования и копия приказа о привлечении виновных к ответственности.

После сбора документов комиссия проводит осмотр ТС и составляет заключение о возможности его дальнейшего использования либо непригодности. Если на основании собранных материалов невозможно сделать однозначный вывод, предприятие заказывает техническое заключение в специализированной компании. Затраты на такое исследование должны быть предусмотрены бюджетной сметой организации.

По изученным материалам комиссия составляет Акт о списании ТС (ОКУД 0504105), образец которого утвержден Приказом Минфина РФ №52 от 30.03.15 г. К нему прилагаются все подтверждающие документы.

Реализация списанных автомобилей – выигрывает и покупатель и продавец?

Обработанные данные с сопроводительным письмом направляются в госорган по распоряжению государственной (муниципальной) собственностью на утверждение.

Если предоставленных документов достаточно, то надзорная инстанция согласовывает акт и издает соответствующий приказ о списании и утилизации.

Оформление по бухгалтерии

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

Операция Счет Дт Счет Кт Сумма (руб.)
Списание амортизации 110434410 110134410 280 000,00
Списание балансовой стоимости 140110172 110134410 20 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Кроме разрешения на списание, уполномоченный орган определяет порядок утилизации непригодного транспорта:

  • сдача в металлолом;
  • демонтаж и разборка на запчасти.

На практике комиссия предварительно составляет предложения о том, какие запчасти списываемого автомобиля могут еще использоваться в автохозяйстве. Надзорная инстанция утверждает эти списки, а непригодные остатки организация сдает в металлолом.

Изъятые детали приходуются как материальные запасы, а сумма средств, вырученная от утилизации ликвидированного авто, учитывается как доход от реализации основных средств.

После разборки и демонтажа автомобиль снимается с учета в ГИБДД МВД.

Бухгалтерия делает проводку о снятии машины с баланса на основании оформленного акта списания, в котором отражены сведения о снятии авто с госрегистрации и о проведенных мероприятиях по выбытию (демонтажу, утилизации и т.д.).

Что происходит с автомобилем

В течение всего периода рассмотрения вопроса об исключении ТС с баланса, автомобиль должен находиться в распоряжении предприятия, за которым он закреплен. Запрещается досрочная разборка, сдача в металлолом и изъятие с него отдельных узлов и деталей.

В случае установления фактов безосновательной разукомплектации машины, виновных могут привлечь к ответственности.

После того как уполномоченный госорган издал приказ о списании авто и определил порядок его выбытия из учета, материально-ответственное лицо обязано снять пригодные детали и передать их по акту начальнику автотранспортного хозяйства.

Демонтированное ТС предприятие сдает в металлолом. Для этого со специализированной организацией заключается договор утилизации автомобиля, которым определяются условия (порядок вывоза, стоимость и сроки расчетов).

После уничтожения машины исполнитель услуги выдает заказчику акт об утилизации. Этот документ необходим для снятия авто с учета в ГИБДД.

Возможна ли продажа списанного авто

После списания с баланса предприятия транспортного средства, такого имущества больше не существует. Оно ликвидировано и по документам, и физически. Поэтому заключать сделки по его продаже нельзя.

Если возникнет хозяйственная необходимость, то бюджетная организация может реализовать узлы и детали, оставшиеся от списанного авто и поставленные на баланс как материальные запасы.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://AvtoZakony.com/utilizatsiya/kak-spisat-avtomobil

Списание и утилизация основных средств в бюджетном учреждении

Имущество предприятия по ряду причин может изыматься из обихода. Например, если утрачены технические и эстетические характеристики вещей и предметов, и дальнейшее использование невозможно. Они подлежат уничтожению. Но перед этим составляется акт о проведении утилизации основных средств. Для корректного составления официальной бумаги используют образец.

Утилизация имущества на предприятии и в бюджетном учреждении – это процедура, которая состоит из нескольких этапов. Часто возникают вопросы о тонкостях проведения и правильности учета в бухгалтерской отчетности.

Все экономисты знают, что уничтожение основных средств — это главная часть процесса списания. Работник отдела бухгалтерии готовит официальные бумаги в соответствии с КОСГУ. Созванная комиссия проверяет и подтверждает обоснованность списания.

В итоге имущество предприятия снимают с эксплуатации и отправляют на утилизацию.

Утилизация имущества в бюджетном учреждении

Для снятия с баланса основных средств, находящихся в пользовании бюджетного предприятия, необходимо подготовить официальные бумаги. Существует ряд особенностей этой процедуры.

Основания для списания:

  • состояние имущества, не пригодное для дальнейшего использования;
  • передача в распоряжение другому юридическому лицу;
  • хищение, утеря;
  • ситуации, когда невозможно установить местонахождение объекта;
  • прочие обстоятельства, из-за которых требуется списание.

Вам будет интересно!  Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

Для принятия окончательного решения об уничтожении основных средств, учитывается то, насколько достоверна информация о состоянии. Эти сведения вносят в бухучет предприятия, которое выступает инициатором утилизации.

Причины списания

Основные средства списывают на законном основании в установленном порядке, если организация не использует их в хозяйственной деятельности или производстве.

Причины, по которым приходится списывать основные средства, это:

  • физический износ – это утрата вещественных или физических свойств конкретного объекта, его разрушение. Обычно к такому положению приводит чрезмерная эксплуатация или негативное действие иных факторов;
  • моральный износ – это состояние, при котором ограничивается полноценное использование объекта для решения поставленных задач. Сложность заключается и в поиске комплектующих частей или мастеров, способных выполнить требуемые сервисные работы.

Порядок списания основных средств

Списание и утилизация основных средств возможна только в нескольких случаях. Касается это и бюджетных учреждений. Для этого оформляются документы, в которых отображена обоснованность таких действий.

Первый шаг – это составление перечня имущества, которое предстоит уничтожить. Эколог, состоящий в штате предприятия, изучает список.

Цель – определение типа отходов, которые остаются после уничтожения, проверка паспортов. Если документы отсутствуют, эколог самостоятельно составляет их и предоставляет для рассмотрения в соответствующие инстанции.

Второй шаг – определение и подбор общественного объединения для работы с отходами. В качестве исполнителя подойдет организация с лицензией на сбор, обработку и перемещение отходов 1-4 классов опасности. В лицензии указываются ФККО коды.

Третий шаг – списание. Бюджетные организации, в отличие от коммерческих, могут только распоряжаться имуществом. Они не собственники. Этим объясняется обязательное согласование с вышестоящими инстанциями и органами контроля.

Акт утилизации основных средств в бюджетных учреждениях

Специально разработанного образца для составления акта нет. Организации создают этот документ, исходя из своих потребностей и вида хозяйствования. Предполагается, что каждый раз для утилизации может быть разработан новый образец для заполнения. Форма написания – свободная, с отображением реквизитов объекта, инициировавшего уничтожение средств.

Неизменные правила составления актов – это оформление документации на бумажных носителях. Каждый приказ должен быть завизирован участниками оценочной комиссии, которые принимали решение о ликвидации.

В ее состав входят: руководитель предприятия (назначается председателем), главный бухгалтер, специалист по контролю за материальными ценностями, завхоз, лица, несущие ответственность за объекты предприятия.

Информация, которая указывается в акте утилизации:

  • название объекта;
  • перечисление технических свойств;
  • дата производства и закупки;
  • стоимость, отображенная в финансовой отчетности;
  • дата начала эксплуатации;
  • причина вывода из обихода;
  • описание и краткие комментарии о составных частях, пригодных для использования.

Срок хранения актов утилизации основных средств

Акт об утилизации имущества учреждения относится к документации бухгалтерской отчетности. Экономические субъекты по закону хранят эти бумаги на протяжении определенного срока. Он определен положениями для государственных архивов. Минимальный срок – шестьдесят календарных месяцев. Внесение поправок в акты, находящиеся на хранении, не предусмотрено.

Вам будет интересно!  Утилизация и переработка полипропиленовых отходов

Утилизация при списании основных средств

Утилизация основных средств после списания происходит после оформления документации о согласовании ликвидации.

Для уничтожения списанного имущества предприятие подписывает договор о сотрудничестве с компанией, перерабатывающей отходы на законном основании. В этом случае понадобится акт о приеме–передаче имущества, и акт подтверждающий факт уничтожения.

Если организация решает вопрос самостоятельно, то может ограничиться заключением комиссии и документом о снятии с баланса (форма ОС-4).

ФККО – это реестр отходов, которые появляются в результате хозяйственной деятельности. Каждому типу мусора в этом списке присвоен персональный код.

Государственные компании, подготовившие основные средства для списания и дальнейшей утилизации по ОКПД 2, могут столкнуться со сложностями. Например, отсутствие необходимой в ФККО информации об отходах, которые образуются после уничтожения.

Для решения этого вопроса предприятию нужно сделать подтверждение класса опасности полученного мусора. Определение химического состава мусора поручено лицензированным лабораториям. Полученные данные показывают, о каком классе опасности идет речь.

После установления класса составляется паспорт с указанием кода. Заключительный этап – заверение документа руководителем, и его направления с остальными документами в организацию по надзору за окружающей природой.

Официального документа, перечисляющего все виды имущества предприятий, которые подлежат утилизации после списания, нет. Но перемещение снятых с баланса основных средств без согласования и оформления документации противозаконно. Нарушение этих предписаний прямой путь к штрафным санкциям.

Источник: https://bezotxodov.ru/utilizatsiya/utilizacija-osnovnyh-sredstv


22 октября 2010

Бюджетным учреждением приобретается основное средство — компьютер. В статье рассказано, каким образом определить, находятся ли в нем драгоценные металлы. Если в объекте ОС содержатся драгоценные металлы, какие действия необходимо выполнить при его списании.

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее — Инструкция 148н).

Особо подчеркнем, что работа по учету содержания драгоценных металлов должна начинаться в бюджетном учреждении уже на этапе поступления основных средств. Установленные соответствующей комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные металлы.

Порядок учета драгоценных металлов при поступлении основных средств

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. При этом любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26 марта 1998 г.

N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон № 41-ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.

Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 (далее — Правила № 731).

Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н (далее — Инструкция № 68н).

Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 Правил № 731 и п. 6.3 Инструкции № 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

Таким образом, сведения о содержащихся в используемой бюджетной организацией оргтехнике драгоценных металлах необходимо указывать еще при постановке данного оборудования на бюджетный учет. Такая информация отражается в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (форма 0504031).

Отметим, что в соответствии с положениями Приложения № 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 123н в случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т.д.

имеются драгоценные металлы, при заполнении инвентарной карточки указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.

Еще раз подчеркнем, что уже при принятии основных средств к бюджетному учету соответствующие должностные лица обязаны определить содержание драгоценных металлов (возможность содержания драгоценных металлов) в конкретных объектах учета. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в бюджетном учреждении комиссию.

В соответствии с положениями п. 6.3 Инструкции № 68н данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оргтехнике, отражаются в первичной учетной документации (инвентарной карточке) на основании:

  • сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
  • данных изготовителей оргтехники;
  • данных разработчиков оргтехники;
  • решения соответствующей комиссии, принятого с использованием сведений по аналогичным объектам оргтехники;
  • решения соответствующей комиссии, принятого с использованием расчетов, произведенных специализированными организациями.

Следовательно, при принятии к учету оргтехники соответствующая комиссия должна изучить техническую документацию, а при необходимости — и запросить (использовать) дополнительную информацию в порядке, изложенном выше.

Отметим, что отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах оргтехники могут доводиться до бюджетного учреждения вышестоящей организацией. При этом, например, используются:

  • перечень импортной техники, составленный на основании комиссионных данных НПО «Центрсистем» о содержании драгоценных металлов в единице продукции;
  • информация о содержании серебра в малогабаритных источниках тока (процент от массы батарейки) по данным химических анализов, проведенных Белорусской Государственной Политехнической Академией;
  • иные расчетные данные, полученные от специализированных организаций установленным порядком.

Если соответствующая комиссия бюджетного учреждения, проведя все процедуры, указанные выше, приходит к выводу, что определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации (Примечание к п. 6.3 Инструкции № 68н).

Списание основных средств, содержащих драгоценные металлы

В соответствии с п. 1 Порядка списания, передачи и реализации объектов основных средств, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями ФМБА России на праве оперативного управления (Приложение № 3 к приказу ФМБА России от 1 декабря 2006 г. N 367) при списании основных средств соответствующая комиссия, в частности, должна:

  • установить возможность использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств;
  • осуществлять контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств.

Сведения о содержащихся в списываемых основных средствах драгоценных металлах отражаются при списании оргтехники в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), оформляемом согласно п. 22 Инструкции № 148н. При этом в момент выбытия основных средств должны быть оприходованы элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы.

В акте на списание объекта основных средств в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» необходимо указать информацию о содержании в нем драгоценных металлов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностей, — данные поступающих в результате списания основного средства материальных ценностях, в том числе содержащих драгоценные металлы.

Детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материалов определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции № 148н).

Если определить содержание драгоценных металлов в отдельных деталях оргтехники было невозможно, то они должны быть приняты к учету по рыночной стоимости, установленной соответствующей комиссией, а содержание драгоценных металлов в них будет отражено в бюджетном учете учреждения по данным специализированной организации. При этом могут приходоваться такие наименования, как монитор, системный блок и т.д.

Порядок утилизации оргтехники

Если материальные ценности (запасные части), поступающие в результате списания оргтехники, не могут быть использованы в деятельности бюджетного учреждения, то их утилизация должна быть организована в установленном порядке. При этом из запасных частей должны быть извлечены драгоценные металлы.

Бюджетное учреждение может утилизировать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы:

  • самостоятельно;
  • с помощью специализированной организации.

При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали, содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж, либо передают их аффинажной организации.

В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода.

Списание объектов материальных ценностей будет производиться на основании акта аффинажной организации.

Отметим, что в бюджетных организациях не всегда есть возможность самостоятельно провести утилизацию оргтехники и изъять детали, содержащие драгоценные металлы (Инструкцией № 68н установлен довольно сложный и трудоемкий порядок проведения и оформления данных операций). Поэтому бюджетные учреждения, как правило, планируют расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Кроме того, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой оргтехники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.).

А мониторы, например, могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В этих случаях законодательство запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524).

А поскольку определение наличия вредных отходов в списываемой оргтехнике практически невозможно, по нашему мнению, целесообразно заключение договоров со специализированными организациями.

Хранение лома и отходов с содержанием драгоценных металлов

В соответствии с п. 6.19 Инструкции № 68н детали, содержащие драгоценные металлы, до их передачи на аффинаж учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.

7 Инструкции № 68н учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку.

Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований закона о бухгалтерском учете и утверждается в учетной политике.

Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции № 68н).

Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются специализированной организации для последующей передачи на аффинаж).

Порядок сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней утвержден постановлением Правительства РФ «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней» от 25 июня 1992 г. N 431.

Напомним, что согласно п. 1.

2 Инструкции № 68н аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.

При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде.

После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгоценный металл. В случае расхождения данных о массе полученного драгоценного металла п. 6.

20 Инструкции № 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.

Бюджетный учет

В бюджетном учете учреждения рассматриваемые операции могут быть отражены следующими проводками:

Дебет КРБ 010506340 Кредит КДБ 040101172- приняты к учету по фактической стоимости детали, содержащие драгоценные металлы;Дебет КРБ 010506340 Кредит КРБ 010506340- переданы по акту детали аффинажной организации;Дебет КДБ 040101172 Кредит КРБ 010506440- списана стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы (при реализации содержавшихся в них драгоценных металлов);Дебет КДБ 020509560 Кредит КДБ 040101172

– начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании документов аффинажной организации.

В заключение напомним, что после зачисления средств на лицевой счет учреждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации драгоценных металлов, после уплаты налогов, предусмотренных НК РФ.

в журнале«Бухгалтерский учет в бюджетныхи некоммерческих организациях»

№ 15 август 2010 год.

Д.Д. Хенкеева, В.В. Пименов,эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ