Конституционно правовые нормы особенности их структуры и содержания

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

3. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения.

Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляют собой нормы-декларации.

Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм.

Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие теоретические положения носят дискуссионный характер. Однако, в учебной литературе многие авторы дискуссионные вопросы обходят стороной, давая общее определение конституционно-правовой нормы и классификацию таких норм.

Уяснение вопросов по данной теме является необходимым условием правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны нормам и институтам конституционного права.

Без учета принадлежности нормы к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть ее назначение и роль в правовом регулировании.

Действенность нормы должна оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Следует отметить, что конституционно-правые нормы и их классификация неоднократно становились объектами исследований таких авторов как: Н.А. Богдановой, В.А. Виноградова, Витрука Н.В., В.В. Ершова, И.П. Ильинского, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепяна и др.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что большинство вопросов, связанных с содержанием темы работы, остается до настоящего времени актуальным и дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать понятие и виды конституционно-правовых норм – применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ

Юридическая норма – исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юри­дические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму[1].

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права.

Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права[2].

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре­гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу­ционного права.

В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников»[3].

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные народом или государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.[4]

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства.

2) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания.

3) Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.

4) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта»[5].

5) Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы – это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них – также к иностранцам и лицам без гражданства[6]. Таковы в Конституции Российской Федерации ст.

2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина» – обязанность государства; ст. 3 (ч.

4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст.

54, провозглашающая, что закон, устанав­ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо­мент его совершения не признавалось правонарушением».

6) Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность[7]. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.

7) Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер.

Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения[8].

Однако более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты»[9].

8) Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения.

Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм.

Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями»[10].

9) Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отно­шения.

Источник: https://mirznanii.com/a/43706/konstitutsionno-pravovye-normy

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

КОНСТИТУЦИОННОЕПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

КОНСТИТУЦИОННОЕПРАВО – ведущая отрасль росс. права,регулирующая и охраняющая совокупностьобщественных отношений, урегулированныхнормами конституционного права

ОсобенностиКП:

1.Ядро всей правовой системы гос-ва:

-фундаментальность;

-системообразующий характер (ст. 71-72,например)

2.Регулирует наиболее важные общественныеотношения:

-властеотношения;

-статус личности;

3.Конституционно-правовое регулированиепроникает во все сферы общественныхотношений:

-универсальный характер КП норм;

-при необходимости восполнительныйхарактер.

ФункцииКП:

1.Регулирование общественных отношений;

2.Охрана права граждан, общества игосударства;

3.Учреждение правовой системы и системыпубличных институтов;

4.Определение основ социального иэкономического строя государства;

5.Определение и гарантирование достоинстваличности и её гармоничного развития

«Проотцовство Конституция как-то забыла»

Соотношениепонятий:

Предметконституционного права– совокупность общественных отношений,регулируемых нормами конституционногоправа.

Точкизрения:

1.И.А. Конюхова: основы конституционногостроя (окс), основы взаимоотношенийличности и гос-ва; отношения по организациии осуществлению публичной власти

2.М.И. Кукушкин: основы организации гос-ваи гражданского общества; основы правовогостатуса человека и гражданина; формы имеханизм осуществления гос. власти

3.М.В. Баглай: охрана прав и свобод человекаи гражданина; устройство гос-ва и гос.власти

4.Ю.Г. Судницин: общественные отношения,связанные с осуществлением народного,национального и гос. суверенитета.

5.М.С. Саликов: основы конституционногостроя, основы правового положенияличности, территориальная организациягос-ва, система государственных органови органов местного самоуправления.

МетодыКП– совокупность правовых средств (приёмови способов) воздействия на общественныеотношения, составляющие предмет КП:

1.Императивный – нормы не предоставляютсубъекту права выбора поведения.

Возможныеварианты действий субъектов праваопределены правом.

2.Диспозитивный – нормы предоставляютсубъекту право выбора того или иноговарианта действий.

Основнаянаправленность заключается в предоставленииучастникам отношений наибольшей свободыдействий для взаимного согласованиясвоих будущих отношений.

Отдельныеспособы упорядочения общественныхотношений:

1.Дозволение – предоставление субъектуправоотношения какой-либо правовойвозможности.

2.Обязывание – установление для субъектаправа определенного необходимогопорядка его действий

3.Запрещение – установление недопустимогосовершения или не совершения каких-либодействий

«Каквы думаете, где возможна цензура? Вместах лишения свободы… Есть многозамечательных писем там»

Особенностиметода КП:

1.Приоритете императивного методавоздействия (публичность конституционногоправа)

2.Сочетание общего регулирования (правовойстатус человека) и детального регулирования(властеотношения высшего уровня)

3.Двойной характер регулируемых отношенийвлечет двойное воздействиеконституционно-правовых норм(непосредственное и опосредованное)

«Аони за наши деньги поздравляют нас отсвоего лица [о чиновниках], вот этоназывается присвоение бюджетных средств»

Нормативныйправовой акт– изданный в установленном порядке актуправомоченного на то органа гос. власти,органа местного самоуправления илидолжностного лица, устанавливающийправовыенормы(правила поведения),

1)обязательные для неопределённого кругалиц,

2)рассчитанные на неоднократное применение

3)действующие независимо от того, возниклиили прекратились конкретные правоотношения,предусмотренные актом

(п.12 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ от 20.01.03. г. №2)

Конституционно-правовыенормы– правовые нормы, регулирующиеконституционно-правовые отношения.

Особенности:

1.Учредительный характер (не о самомгос-ве, а о его институтах)

2.Большое количество декларативных норми норм-принципов

3.Мало санкций

4.Много общерегулятивных (действующихна всех) норм

5.Приоритетное положение по отношению кнормам других отраслей

6.Большое количество норм требуетотраслевого развития.

Видыконституционно-правовых норм:

1.По территории действия:

1)федеральные

2)региональные

3)муниципальные (локальные)

2.По методу правового регулирования:

1)императивные

2)диспозитивные

3.По характеру предписания:

1)материальные – права и свободы

2)процессуальные – механизм реализацииэтих свобод

4.По функции:

1)регулятивные

2)охранительные

*5.Также выделяют:

1)дефинитивные

2)нормы-цели

3)нормы-принципы

4)гарантийные

5)коллизионные

6)оперативные

6.По юридической силе

Конституционно-судебныйконтроль в России

«Чтоэто за штуковина?»

Kpr.su– отсюда можно скачать хрестоматию

Конституционныйсудебный процесс – учебник можно взять

Конституционноеправосудие в России – Н.В. Витбрук

Понятие и модели судебного конституционного контроля

ПРАВОВАЯОХРАНА КОНСТИТУЦИИ – совокупностьсредств и способов, с помощью которыхдолжно достигаться строгое соблюдениережима конституционной законности,соответствие конституции всех другихправовых актов, принимаемых гос. органами,а также соблюдение принципа непринятияили отмены уже принятых неконституционныхправовых актов, а также их отдельныхнорм

Элементыправовой охраны Конституции:

1.реализация конституционных норм;

2.требование точного соответствия всехнормативных актов Конституции;

3.наличие системы гарантий;

Элементыконтроля:

1.Выявление правонарушения;

2.Правовая квалификация правонарушения;

3.Принятие властного решения.

Различие между конституционным контролем и надзором

Критерий

Конституционный надзор

Конституционный контроль

юридическая сила

решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт

Решение субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечёт прекращение действия проверяемого неконституционного акта

окончательность принятого решения

– может быть оспорено в вышестоящую инстанцию или суд;

– или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент гос-ва)

Обжалованию не подлежит, носит окончательный характер

характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной

«Делокасалось, как всегда, выборов» (озарождении американской модели контроля)

«Покаунас старый и новый президент в общемдружат…»

КОНСТИТУЦИОННЫЙКОНТРОЛЬ– проверка на соответствие законов,других актов и действий различных гос.органов и должностных лиц принципам инормам Конституции (Н.В. Витрук)

Моделиконституционного контроля:

I.Американская модель:

-исторически первая, возникла в начале19 века;

-конституционный контроль осуществляетсясудами общей юрисдикции;

-отсутствует специализированный органконституционного контроля;

Особенностьмодели: конституционный контрольосуществляется судамиобщей юрисдикции при осуществлениисудопроизводства поконкретнымуголовным, административным и гражданскимделам.

II.Европейская модель (обосновал ГансКельзин):

-исторически возникла в начале 20 века(в Австрии);

-существует специализированный органконституционного контроля, как правило,это конституционный суд;

-суды общей и иной неконституционнойюрисдикции конституционный контрольне осуществляют;

-решения конституционных судов являютсяобщеобязательными, т.е. обязательны длявсех субъектов права;

Особенностьевропейской модели – конституционныйконтроль осуществляется специализированныморганом(конституционный суд, конституционныйсовет) в рамках специальнойпроцедуры.

Видысудебного конституционного контроля:

I.По времени проведения контроля:

1.Предварительный – до вступления акт всилу (в РФ так проверяются только невступившие в силу международныедоговоры);

2.Последующий – в отношении действующегоакта (его преимущество в том, чтоправоприменение позволяет выявитьконкретные огрехи, и не надо смотретьвесь акт)

II.По процедуре возбуждения и формепроверки:

1.Абстрактный – проверка вне зависимостиот конкретных случаев его примененияили необходимости его применения;

2.Конкретный – проверка применительнок конкретному правоприменительномуслучаю.

III.По содержанию:

1.Формальный – контроль осуществляетсяс точки зрения правомочности субъектана принятие правового акта, порядкапринятия правового акта и его формы;

2.Материальный – проверка актовосуществляется с точки зрения содержанияакта.

IV.По обязательности обращения в суд:

1.Обязательный – контроль в безусловномпорядке. Субъект обращения в суд приналичии соответствующих условий обязанобратиться в суд тем или иным запросом(в основном, связан с принятием новогосубъекта в состав РФ или с референдумом);

-по запросу ВС РФ о признании вопросарефередума не соответствующим КонституцииРФ

2.Факультативным – контроль осуществляетсяна основании дискреционного обращениясоответствующего субъекта (то, чтоназывается «по запросу…», «по жалобе…»)

V.По правовым последствиям:

1.Консультативный – решение не обладаетсилой окончательно и не влечет прекращениедействия проверяемого акта (в РФ такогоконтроля нет);

2.Постановляющий – решение окончательнои непосредственно влечет прекращениедействия акта признанного неконституционным.

VI.По органам осуществляющим контроль:

1.Децентрализованный – осуществляетсявсеми судами общей юрисдикции;

2.Централизованный – осуществляетсяодним высшим судом, либо специализированнымконституционным судом.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6191044/