осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами; Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
– цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений и отраслей, одной из которых является общий надзор.
прокуратура РФ осуществляет.
Содержание
- 0.1 Соотношение административного и прокурорского надзора
- 0.2 Прокурорский и административный надзор
- 0.3 Административный надзор
- 0.4 Прокурорский и административный виды надзора
- 0.5 Понятие, сущность и виды административного надзора, отличие административного надзора от прокурорского надзора
- 0.6 Читайте другие статьи на сайте:
- 1 Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
Соотношение административного и прокурорского надзора
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Общее – надзор в сфере законодательства. Административный надзор – узкопрофильный.
В законе закреплены 4 формы реагирования прокурора на нарушение законности.
- — получение информации;
- — применение мер административного предупреждения;
- — применение мер административного пресечения;
- — привлечение к административной ответственности;
- — регистрация и учет;
- — выдача разрешений (лицензий);
- — нормотворчество.
Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурорский и административный надзор
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— предостережение — акт прокурорского реагирования, направляемый в адрес должностного лица, руководителя общественного (религиозного) объединения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, предупреждающий о недопустимости нарушения закона;
Отсутствие организационной подчиненности между субъектом и объектом надзора.
по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона; рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
Административный надзор
К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора, как это установлено Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. СЗРФ. 1994. №35. Ст. 3649., имеют право:
Осуществление юрисдикционной деятельности и применении мер административной ответственности.
Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе.
В чем разница между необходимой обороной и крайней необходимостью? Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Федеральной налоговой службы. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.
Прокурорский и административный виды надзора
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно‑процессуальным законодательством;
Права прокурора: 1) опротестовывать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; 2) осуществлять уголовное преследование или производство об административном правонарушении; 3) вносить представление об устранении нарушений закона; 4) выносить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Цель административного надзора – обеспечить безопасность личности, общества, государства, а также требуемое качество продукции и оказания услуг.
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов и за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются уполномоченными государственными органами власти.
Прокуратура не подменяет их и не вмешивается в оперативно‑хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления.
Понятие, сущность и виды административного надзора, отличие административного надзора от прокурорского надзора
• определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
Его субъектами являются специально созданные для этой цели государственные структуры: а) инспекции;
б) милиция.
В административной науке выделяют такие виды административного надзора: инспекция по безопасности полетов (ст. 228): 43, 111, 112, 120, 133, 135, 137 (санитарно-гигиенические требования, безопасность полетов, поведение во время полетов и т. д.). а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;
Читайте другие статьи на сайте:
Источник: https://urist-onlain.ru/pravo-na-zashchitu/v-chem-raznica-mezhdu-administrativnym-i.html
Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Цели прокурорского надзора :
-
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов:
-
- федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- судебными приставами;
- администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
-
- федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Характерные черты прокурорского надзора:
-
- этот вид надзора распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля: административного, экологического, санитарного и т. д.
);
- прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, соответственно — высшими должностными лицами государства.
Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
- прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.
- этот вид надзора распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля: административного, экологического, санитарного и т. д.
Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности (ст. 4 Закона о прокуратуре).
Место прокуратуры в системе государственных органов
По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ.
Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.
Система органов прокуратуры РФ
- Генеральная прокуратура РФ;
- прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
- прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
- научные и образовательные учреждения;
- редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором).
В состав военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее – органы военной прокуратуры).
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
Органы прокуратуры:
-
- осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
- действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
- информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/suschnost-tseli-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-v-rf-mesto-prokuraturi-v-sisteme-gosudarstvennich-organov