Содержание
- 1 Гражданские правоотношения: примеры, характеристики
- 1.1 Основные характеристики
- 1.2 Какими бывают
- 1.3 На каких критериях основывается классификация
- 1.4 Какими особенностями обладают гражданские правоотношения
- 1.5 О договорах и других правилах
- 1.6 Относительные обязанности граждан
- 1.7 Деликтные обязанности граждан
- 1.8 Общие права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 1.9 Специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 1.10 Понятие иностранца
- 1.11 Понятие личности без гражданства
- 1.12 Ограничения для иностранцев и лиц без гражданства
- 1.13 Ответственность иностранцев и лиц без гражданства
- 1.14 Понятие беженца
- 1.15 Лица, которым не может быть предоставлен статус беженца
- 1.16 Обязанности беженца в Украине
- 1.17 Премьер-министр в Украине
Page 3
Источник: https://studbooks.net/79631/pravo/absolyutnye_obyazannosti_grazhdan
Гражданские правоотношения: примеры, характеристики
Элементы гражданских правоотношений
Когда отдельные граждане или индивиды, а так же целые предприятия осуществляют определённый вид деятельности, они вступают в гражданские правоотношения.
Есть специальная нормативная документация для того, чтобы регулировать отдельные гражданские правоотношения, примеры которых будут приведены позже.
Основные характеристики
Любые правоотношения известны свойствами общественного характера и базировании на законе. То же касается гражданской сферы.
Основа таких отношений складывается из имущественной состоятельности участников, автономии воли, равенства. Для возникновения таких отношений важен не только закон, но и практические действия, которые совершаются отдельными гражданами, либо целыми организациями.
Если говорить именно о гражданских правоотношений, то у них есть черты, которые отличны от того, что происходит в других сферах, регулируемых законом:
- Они возникают, прекращаются и изменяются на основе любых жизненных фактов, которые можно назвать юридическими обстоятельствами.
- Имеется своя специфика защиты для прав, которые были нарушены. Специфика заключается в возможности обратиться к судебным органам для того, чтобы решить любые возникшие проблемы.
- Правоотношения возникают не только из закона. Но и из любых других обстоятельств, которые ему не противоречат.
- Правовыми гарантиями для сторон могут служить неустойки со штрафными санкциями, которые выплачиваются, если обязательства одного участника не выполняются.
- Стороны могут сами договориться по поводу содержания для гражданского правоотношения.
- Объектов в гражданских правоотношениях очень много.
- То же касается субъектов, которые вступают в гражданские правоотношения, примеры из жизни это подтверждают.
- Субъекты не только обладают равными правами. Они самостоятельны, обособленны друг от друга.
Какими бывают
Относительные отношения при купле-продаже
Правоотношения в гражданской сфере необходимо разделить на несколько групп не только для теоретических изысканий, но и для организации практики.
Ведь благодаря этому проще понять, как именно строится взаимодействие между сторонами.
И порядок применения законодательства для того или иного конкретного случая.
Для классификации применяются различные критерии и основания.
Например, в зависимости от того, как организуется взаимосвязь между участниками отношений:
- Абсолютные. Например, когда собственник требует от любых других лиц не совершать действия, которые мешают пользоваться имуществом, распоряжаться им по своему усмотрению.
- Относительные. Отличный пример – договоры на покупку или продажу. Покупатель может потребовать, чтобы имущество перешло к нему только от конкретного продавца.
у отношений тоже бывает разным:
- Имущественное. Субъекты связываются друг с другом по причине существования материальных благ. Взаимодействие основано на нахождении имущества в собственности у кого-то, либо на переходе права от одного человека к другому. Здесь речь идёт о праве собственности, договоре наследования и других подобных документах. Защита подразумевает только применение мер с имущественным характером.
- Группа неимущественных. Затрагивают блага, не входящие в материальные ценности. Речь идёт о чести и достоинстве, репутации и других подобных явлениях.
На каких критериях основывается классификация
Права и обязанности в правоотношениях тоже распределяются по-разному. В зависимости от этого сами отношения бывают:
- Простыми. Каждому лицу принадлежит либо одна обязанность, либо одно право. Например, когда оформляется договор займа. Одна сторона может требовать возмещения средств. А другая обязана их отдать.
- Сложные. При наличии прав и обязанностей у каждой из сторон. Например, покупатель может требовать, чтобы ему передали конкретную вещь. Но, в то же время, он обязан передать денежные средства после её покупки.
Разными бывают отношения в зависимости от того, что выступает предметом регулирования:
- Вещные. Связаны с владением, распоряжением предметами, которые принадлежат кому-то на праве собственности.
- Обязательственные. Обычно возникают в связи с передачей работ и услуг, товаров.
Наконец, отношения бывают срочными и бессрочными. По названию легко догадаться, что такая классификация зависит от времени, на протяжении которого стороны взаимодействуют друг с другом.
Какими особенностями обладают гражданские правоотношения
Юридическое лицо
Участниками таких отношений выступают как физические, так и юридические лица.
У последних значение такое же, что и у самого Правительства России вместе с субъектами и муниципальными образованиями.
Понятие «лицо» используется в гражданском праве для того, чтобы следовать принципам равенства и единства.
Это важно для такого направления, как гражданские правоотношения, примеры и ответственность по которым определяются для всех одинаково.
Для гражданских правоотношений характерно наличие особенных объектов. Это то, с чем связано само вступление в отношение, совершение определённых действий.
Группу объектов составляют ценные бумаги, деньги и вещи, любые другие разновидности имущества. Информация, услуги вместе с работами тоже могут стать разновидностью объектов. Как и результаты интеллектуальной деятельности, достоинство и честь, репутация личности.
У правоотношений есть содержание, состоящее из прав и обязанностей, закреплённых и установленных гражданским законодательством. Этот инструмент для выражения связи юридического характера, которая появилась между участниками. К примеру, считается, что покупатель вступил в гражданско-правовые отношения с мастерской обуви, если воспользовался её услугами.
После этого у покупателя появляется право на то, чтобы своевременно получить услугу, в самом высоком качестве. Но он должен так же внести плату за осуществление этой услуги.
Нормы гражданского законодательства содержатся не только в российских, но и в зарубежных документах.
О договорах и других правилах
Разработаны десятки разновидностей договоров или сделок. Многим уже знакома большая их часть. Если в них принимают участие обычные граждане:
- Возмездное оказание услуг.
- Бытовой подряд.
- Дарение.
- Банковские вклады.
- Продажа и покупка.
Договоры заключаются как в письменной форме, так и устно. Широко распространёнными стали устные формы, когда у покупателей остаются только товарные чеки. Договор дарения тоже может быть устным. Но является безвозмездным, в отличие от других разновидностей отношений.
Другие типы документов обязывают заказчиков вносить определённую плату за то, что они получают в результате. Квитанции, по которым оплачиваются коммунальные услуги, тоже относятся к письменным видам договоров.
Если сделка связана с крупными суммами или объектами недвижимости, то обязательным становится их удостоверение у нотариуса. Только оно скажет о том, что сделка состоялась на законных основаниях, и была абсолютно честной.
Государственная регистрация доказывает, что право собственности официально перешло от одной стороны к другой. Лучше не терять документы, которые подтверждают факт того, что при заключении соглашения не было нарушено требований законодательства.
Это имеет важное значение для потребителей, организующих защиту своих прав. Гражданско-правовые отношения связаны с умением надлежащим образом исполнять свои обязанности, а так же распоряжаться своими собственными правами.
Гражданскими правами наделяются и юридические лица. В соответствии с осуществляемой деятельностью, которая указывается в учредительных документах
. Эта же деятельность ведёт к появлению обязанностей. Некоторые виды деятельности требуют оформления специального разрешения или лицензии.
Только когда регистрация пройдены, юрлица считаются правоспособными. И в момент занесения записи в единый государственный реестр, либо исключения из него соответствующей информации.
Гражданско-правовые отношения иногда возникают между сотрудниками и руководством, при заключении определённого вида договоров. Тогда действуют те же правила, что и в обычных ситуациях.
Подробнее о гражданских правоотношениях, можно посмотреть на видео:
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: http://VyborPrava.com/grazhdane/grazhdanskie-pravootnosheniya-primery.html
Абсолютные обязанности – это те обязанности, которые возложены на гражданина в сфере государственного управления и выполнение которых не зависит от каких-либо обстоятельств, поскольку обусловлено нормами действующего законодательства. К таким обязанностям можно отнести: общий долг соблюдать закон, платить налоги, не наносить вред природе, культурным и историческим памятникам, а также немаловажен обязанность не злоупотреблять своими правами, тем самым нарушая права других субъектов . Относительные обязанности гражданОтносительные обязанности – это обязанности граждан в сфере государственного управления, выполнение которых зависит от ряда факторов, которые могут касаться или волеизъявления гражданина (поступление в вуз – обязанности абитуриента; вступление на государственную службу – обязанности, определенные Законом ” о государственной службе “), или определенными обстоятельствами (в период чрезвычайного положения – обязанность ограничить передвижения и т.д.). Деликтные обязанности гражданОсобую группу обязанностей составляют обязанности, которые возникают из деликтных правоотношений – деликтные обязанности – то есть это те, которые возложены на гражданина в связи с его противоправным поведением и заключаются, собственно, в обязанности субъекта претерпеть определенных ограничений своих прав и свобод в качестве наказания (не в уголовном его смысле) за совершенный проступок. Общие права и обязанности граждан в сфере государственного управленияПрава и обязанности граждан в сфере государственного управления делятся также на общие и специальные. Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы управления. К общим прав граждан, например, относятся: право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Примерами общих обязанностей граждан могут служить: соблюдение законов, подзаконных актов, трудовой дисциплины; своевременная уплата установленных законом налогов и сборов. Специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управленияСпециальные права и обязанности – ЦС права и обязанности граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин масс право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, что приводит к монополизации и недобросовестной конкуренции. В социально-культурной сфере, например, каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического творчества и тому подобное; каждый человек масс право на участие в культурной жизни и пользование вкладами культуры, на свободный доступ к культурным ценностям. К специальным обязанностям относится обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии, получить среднее общее образование и тому подобное. Понятие иностранцаСогласно действующему законодательству, иностранец – это лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств. Понятие личности без гражданстваЛицо без гражданства – это лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином. |
Иностранцы и лица без гражданства пользуются национальным режимом, то есть имеют те же права и свободы и выполняют те же обязанности, что и граждане Украины, за исключением определенных ограничений, определенных Конституцией, законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательное ” язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины. Иностранцы и лица без гражданства равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, других обстоятельств. Если иностранным государством установлены ограничения относительно реализации прав и свобод гражданами Украины, Кабинет Министров Украины может принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории Украины. Реализация иностранцами и лицами без гражданства своих прав и свобод не должно наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, проживающих в Украине. Ограничения для иностранцев и лиц без гражданства1. Не могут избирать и быть избранными в органы государственной недостатки и самоуправления. 2. Не могут участвовать в референдумах и получить статус государственного служащего. 3. Быть членами политических партий. 4. Находиться на военной службе. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяется всеобщая воинская обязанность. Ответственность иностранцев и лиц без гражданстваИностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление, административные или другие правонарушения, несут ответственность на общих основаниях. Кроме определенных законодательством общих мер государственного принуждения (административных взысканий, уголовных наказаний), к указанным лицам могут применяться и такие меры к государственному принуждению: 1. Сокращение срока пребывания в Украине – в случае, когда иностранцы или лица без гражданства совершают правонарушения, за которые предусмотрено административной или уголовной ответственности. 2. Выдворение за пределы Украины. Иностранцы или лица без гражданства, совершившие преступление или административное правонарушение, после отбытия наказания или исполнения административного взыскания могут быть выдворены за пределы Украины. Решение о выдворении их за пределы Украины после отбытия ими наказания или исполнения административного взыскания принимается органом внутренних дел по месту их пребывания с последующим сообщением в течение 24 часов прокурора об основаниях принятия такого решения.
Такое постановление принимается судом по обращению органа внутренних дел, органа охраны государственной границы или Службы безопасности Украины, если иностранец или лицо без гражданства уклоняются от выезда после принятия решения о выдворении или есть обоснованные основания полагать, что они будут уклоняться от выезда. Понятие беженцаБеженец – лицо, не являющееся гражданином Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений. |
Вопросы, связанные с правовым статусом беженцев, регулируются Конституцией, Законом Украины “О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите”, другими нормативно-правовыми актами, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины . Беженец не может быть выслан или принудительно возвращен в страны, где его жизни или свободе угрожает опасность из-за его расы, вероисповедания (религии), национальность, гражданство (подданство), принадлежность к определенной социальной группе или политических убеждений, за исключением лиц, осужденных в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Лица, которым не может быть предоставлен статус беженцаНе может быть признано беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, лицо: – Совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества и человечности, как они определены в международном праве; – Совершившего преступление неполитического характера за пределами Украины до прибытия в Украину с целью быть признанным беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, если такое деяние согласно Уголовному кодексу Украины относится к тяжким или особо тяжких преступлений; – Виновному в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; – В отношении которого установлено, что условия, предусмотренные пунктами 1 или 13 части первой статьи 1 Закона “О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите”, отсутствуют; – Которое до прибытия в Украину было признано в другой стране беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите; – Которое до прибытия в Украину с намерением быть признанным беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, находилась в третьей безопасной стране. Действие этого положения не распространяется на детей, разлученных с семьями, а также лиц, которые родились или постоянно проживали на территории Украины, а также их потомков (детей, внуков). Обязанности беженца в УкраинеЛицо, признанное беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, обязано: – Сообщать в течение десяти рабочих дней центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, об изменении фамилии, состава семьи, семейного положения, места жительства, приобретение гражданства Украины или другого государства, предоставлении убежища или разрешения на постоянное проживание в другом государстве; – Сняться с учета и встать на учет центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, по новому месту жительства в случае изменения места жительства и переезда в административно-территориальной единице Украины, на которую распространяется полномочия другого центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите; – Проходить ежегодную перерегистрацию в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, по месту жительства. Премьер-министр в УкраинеЗаконодательство Украины, в частности Конституция, Закон Украины от 27 февраля 2014 “О Кабинете Министров Украины”, определяет порядок назначения премьер-министра Украины , согласно которому он назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины. Представление о назначении Верховной Радой Украины на должность Премьер-министра Украины Президент Украины вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, в срок не позднее чем на п ‘ пятнадцатый день после поступления такого предложения. Предложение коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подается Президенту Украины за подписью народного депутата Украины – уполномоченного на подачу предложения в соответствии с соглашением о формировании коалиции. В случае нарушения требований Конституции Украины и Закона “О Кабинете Министров Украины” о внесении предложения по кандидатуре на должность Премьер-министра Украины, несоответствия предложенной кандидатуры требованиям к члену Кабинета Министров Украины, предусмотренным настоящим Законом, Президент Украины информирует Верховную Раду Украины о невозможности внесения представления относительно предложенной кандидатуры. К представление о назначении на должность Премьер-министра Украины прилагаются: 1) сведения о гражданстве; 2) сведения об образовании; 3) сведения о трудовой деятельности и автобиография; 4) право на имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, которые установлены Законом Украины “О принципах предотвращения и противодействия коррупции”; 5) сведения о пребывании в составе руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли; 6) сведения о судимости кандидата.
После принятия постановления Верховной Рады Украины о его назначении до вступления в должность вновь Премьер-министр Украины приобретает полномочия проводить все необходимые консультации по формированию состава Кабинета Министров Украины и вносить представление, указанные в части первой статьи 9 Закона “О Кабинете Министров Украины”. |