Источник: https://bstudy.net/607022/pravo/otgranichenie_pravonarusheniy_smezhnyh_deyaniy
Содержание
Проблема отграничения международных правонарушений от смежных деяний — контрольная работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» в г. Брянске
(Брянский филиал ОРАГС)
Кафедра конституционного и муниципального права
Специальность 030501 – Юриспруденция
Контрольная работа
по дисциплине: «Международное право»
вариант №8
Выполнил:
Студент группы ЮСЗ-09
Городецкая М.А.
Преподаватель: Самкова М.И.
Брянск 2011
Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это — недружественные акты и преступления международного характера.
Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения. Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом.
К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности.
В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательствам по договорам.
Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.
Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е.
имеющие международную опасность.
Юридическими основаниями ответственности за подобные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответствии с ними внутригосударственные нормы уголовного права.
Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, поэтому данные преступления не являются основаниями международно-правовой ответственности.
2.1 Понятие территории в международном праве
Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.
Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря).
Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.
Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.
Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории: 1) пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и 2) пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).
Такие пространства, государственная территория и негосударственная (международная) территория, отделены друг от друга границами.
Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически, до центра Земли вглубь ее недр, а практически, на достигнутую для проникновения в недра глубину.
Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.
Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию. Как уже было сказано выше, под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.
2.2 Классификация территорий по правовому режиму
По основным видам правового режима вся территория подразделяется на 3 типа:
1) государственная территория;
2) территория со смешанным режимом;
3) территория с международным режимом.
1. Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.
Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории.
В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.
Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например, в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территории государства их флага.
Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории.
Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Это положение подтверждается судебной практикой (в начале 80-х гг. спецслужбы США, выполняя задание, причинили ущерб имению американского гражданина в Гондурасе.
Пострадавший обжаловал эти действия в судебном порядке. Апелляционный суд США в октябре 1984 г. установил свою юрисдикцию в отношении данного иска, а также право истца).
Находит все более широкое признание такой принцип экстратерриториальной юрисдикции, как принцип защиты.
Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан. Закон США 1986 г.
, посвященный обеспечению дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом, установил уголовную юрисдикцию США в отношении любых лиц, совершивших за рубежом убийство американского гражданина или причинивших ему тяжкие телесные повреждения (ч.3, ст. 12 УК РФ, в случаях, если преступление направлено против интересов России).
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.
Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике Советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.
), транзита через территорию (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию РФ от 19 октября 1992 г.
), регулирование передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между РФ и США в отношении «открытой суши» от 17 июня 1992 г.) и другие.
Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом.
Примеры: Калининградская область РФ, доступ, в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отдаленный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира.
Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой.
Территория государства может изменяться в результате:
– разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
– национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, то есть народное ание о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 году население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун);
Источник: http://student.zoomru.ru/mejpravo/problema-otgranicheniya-mezhdunarodnyh-pravonarushenij-ot/97351.784423.s1.html
Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это недружественные акты и преступления международного характера. Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения. Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом. К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности. Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства. Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т.е. имеющие международную опасность. Главный отличительный признак таких преступлений — они совершаются вне связи с политикой государства индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, а наоборот, поступающими, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государство от ответственности. Они представляют собой ситуации, при которых поведение в нормальных условиях было бы правонарушением. Отличие в том, что первое формально содержит все элементы правонарушения, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.
Комиссия назвала следующие: согласие, контрмеры, форс-мажор, бедствие, состояние необходимости, самооборона. Надо подчеркнуть вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (и прежде всего при совершении международных преступлений). |
В соответствии со ст. 20 Проекта данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия. Контрмеры.Согласно ст. 22 Проекта это действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства- нарушителя исключает ответственность за них. Самооборона.Противоправность деяния исключается в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 21 Проекта). В ст. 51 Устава закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Форс-мажор.Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или непредвиденным событием. В таких случаях государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. исключает ответственность, если ущерб «является результатом акта войны, военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера…» (ст. III). Бедствие.Это ситуации, когда представители государства под воздействием сил природы или в случае аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 24 Проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает, как исключение, соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море. Состояние необходимости.Статья 25 Проекта не допускает ссылки на такое состояние как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству. |